О коммуникативной методике - Intouch

Центр иностранных языков международного стандарта

Коммуникативная методика обучения

О коммуникативной методике

Первую строчку в рейтинге популярности методик изучения английского языка активно удерживает коммуникативный подход, который, как следует из его названия, направлен на практику общения. Эта методика изучения английского языка отлично “работает” в Европе и США.

Впервые она была использована в пятидесятых годах в Кембриджском университете и применялась именно для обучения студентов иностранным языкам.

Коммуникативная методика преподавания иностранных языков сегодня популярна и активно используется в учебных заведениях во всем мире. Методика постоянно развивается, появляются новые учебные пособия. Преподаватели центра иностранных языков «ИНТАЧ» следят за происходящими изменениями, ежегодно отбирая для использования на занятиях только наиболее актуальные учебники и материалы.

Основной принцип коммуникативной методики заключается в том, что изучение систем языка не является самоцелью занятий. Весь процесс обучения направлен на использование языковых навыков в общении. Иными словами, основная задача – преодоление «языкового барьера». Однако это вовсе не означает полного отказа от изучения грамматики, лексикологии и фонологии. Этим языковым компонентам в коммуникативной методике отведена важная роль. Но они выступают как инструмент, а не предмет изучения.

Коммуникативный метод очень эффективен и для взрослых, которые в свое время прошли только школьный курс обучения, и, наверное, мало помнят английский. Этим объясняется его популярность среди частных образовательных учреждений. Давайте проведем сравнение коммуникативной и традиционной методик изучения иностранных языков:

Коммуникативная система

  • Выступление учителя как инструктора и помощника
  • Ошибки в речи исправляются после разговора
  • Обучающиеся стремятся догадываться о значении слова
  • Изучение грамматики идет во время разговора
  • Работа в парах
  • Устная свободная речь

Традиционная система

  • Преподаватель указывает, что надо делать
  • Учитель, перебивая, исправляет ошибки
  • Заучивание слов с готовым переводом
  • Заучивание грамматики
  • Учитель и ученик
  • Заучивание наизусть

Теперь мы наглядно видим, что коммуникативный метод является наиболее эффективным способ изучения английского языка.

Отличительной чертой изучения языка по коммуникативной методике также является отказ от языка-посредника: даже английский для начинающих преподается исключительно на изучаемом языке. Перевод слов допускается только в единичных случаях с целью экономии времени.

Однако, в целом, проведение аналогии между родным языком и языком изучаемым не допускается. Это ставит учащихся в ситуацию «погружения» в языковую среду и практически заставляет их начинать разговаривать. Такой прием позволяет вам не только «перестроиться» на использование английского языка, но и перестать мысленно переводить русские фразы на английский и наоборот. Уже в уме вы сразу будете выстраивать предложение на английском, что существенно ускорит и облегчит процесс обучения. А чем так вреден перевод? В первую очередь тем, что собеседник может понять вас неправильно или не понять вовсе.

Приведем пример.

Фраза на русском:

Мне нравится шоколад.

Дословный перевод:

Me like chocolate

Правильный перевод:

I like chocolate.

Как видите, нельзя использовать простой последовательный перевод. Это же касается и выбора слова из нескольких синонимов. Зачастую мы путаем их потому, что учим, как в старом словаре — в отрыве от контекста. Коммуникативный подход предполагает изучение слов в контексте, без перевода на русский язык. Важно, чтобы вы понимали, ЧТО означает слово и КАК его употреблять.

Кроме того, эффективности методики способствует атмосфера, в которой проходят занятия. Уроки строятся принципиально иначе, нежели школьные или университетские. Для обсуждения выбираются интересные темы, поощряется свободное общение на языке, выполняются групповые задания. Это позволяет каждому студенту чувствовать себя свободно и не бояться совершить ошибку.

Коммуникативная методика в обучении детей также оказывается очень эффективной. Дети обучаются в процессе игры и простого дружеского общения. Преподаватели направляют процесс, не заставляя малышей зубрить и повторять грамматические правила. Родной язык при этом исключается из работы на занятиях. Обучение через общение позволяет легко преодолевать языковой барьер, избавляет от боязни говорить на чужом языке. Ребенок получает возможность использовать язык в реальных жизненных ситуациях и даже начинает думать на иностранном языке. У него вырабатывается важный навык: в первую очередь думать, ЧТО сказать, не задумываясь КАК правильно построить фразу. Одновременно развиваются все языковые навыки: от устной и письменной речи до чтения и аудирования. Грамматика же изучается в процессе общения, естественным путем.

Известно, что английский язык возможно изучать всю сознательную жизнь, занимаясь всего один час в день. Кто-то старается заниматься лишь 2-3 часа в неделю, снижая тем самым потребление английского. Кому-то вообще нужно большое количество часов занятий для удовольствия. Коммуникативная методика предусматривает все эти нюансы, и вы останетесь довольны.

Еще раз подчеркнем, что обучение в Центре «ИНТАЧ» далеко от классических методов обычных школ. На занятиях, проводимых по коммуникативной методике, уснуть не получится, да и не захочется. Никаких скучных школьных тем. Они остались в прошлом вместе с учебниками советских времен. Современные пособия предлагают для изучения самые разнообразные темы, которые вам ТОЧНО пригодятся при разговоре и будут интересны. А использование различных вспомогательных материалов поможет еще больше разнообразить занятия и укрепить ваши знания.

Дети и взрослые разыгрывают различные ситуации, общаются со своими друзьями, участвуют в разнообразных и веселых мероприятиях. Язык в таких условиях изучается легко и естественно!